УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРОЕНИЯ В СКАУТСКОМ ДВИЖЕНИИ

0

Posted by egorscout.ru | Posted in Наши документы | Posted on 06-04-2008

В помощь руководителю скаутского отряда.

 

УРОВНИ  ОРГАНИЗАЦИОННОГО  СТРОЕНИЯ  В  СКАУТСКОМ   ДВИЖЕНИИ

 

            В те годы, когда Скаутинг зарождался как Движение и принимал организационные формы, никто не размышлял терминами организационных вертикальных структур – «сверху-вниз». Скаутинг в своей основе – это то, что возникает на низовом уровне.

Во временных рамках начального этапа в развитии Скаутинга с 1908 года до Второй мировой войны невозможно найти примера скаутской организации, созданной с начала до конца «сверху-вниз». В противоположность этому такая процедура, всегда подвергавшаяся сомнению самим Баден-Пауэлом, применялась при создании молодежных организаций фашистских режимов в Европе («Балилла» в Италии и «Гитлерюгенд» в Германии), пионерской организации Советского Союза, а после Второй мировой войны – в странах, находившихся под влиянием Советского Союза: в Европе, Африке, на Кубе, во Вьетнаме.

Идеологизированные унитарные движения, формировавшиеся «сверху-вниз», исторически являются движениями для молодых людей, но не движениями самих молодых людей. Другими словами, они не были движениями, в которых молодые люди могли бы принимать участие в основных или повседневных процессах принятия решений. Эти движения, которые присваивали многие элементы Скаутского Метода, включая униформу (униформа советских пионеров была взята частично у российских Скаутов), были сущностно отличны от Скаутинга, что в особенности проявлялось в способах их создания.

Перечисленные выше молодежные организации, что очевидно, не были результатом добровольного и прогрессивного объединения молодых людей и взрослых, желающих оказать посильное содействие их развитию. Это были искусственные образования, навязанные сверху. Этот процесс по своей сути противоречит самой природе Скаутинга как независимого и добровольного Движения.

В основе Скаутинга как реального Движения молодых людей лежит развивающийся интерес молодежи к ценностям и идеалам, которые Скаутское Движение предлагает им. Инициатива и желание молодежи какого-либо города, поселка, села участвовать в Скаутской программе – это то, из чего и начинается Скаутское Движение. Без малой группы молодых людей, которые сами решили ее организовать, нельзя построить никакую организационную структуру в Скаутинге.

Естественное желание молодых людей делать что-то сообща мы можем наблюдать повсеместно и в любое время. Любая малая группа молодежи – это особый микромир, который живет по своим установленным группой правилам и нормам. И очень часто доступ в этот мир закрыт для взрослых.

Если общество думает о своем будущем, заботится о позитивном воспитании подрастающего поколения, оно не может не учитывать стремление молодежи создавать такие неформальные объединения, особенности их функционирования.

Скаутинг стал воспитательной системой, которая наиболее полно учла эти особенности в стремлении молодежи самоорганизоваться. Система малых групп (многим известная как патрульная система) стала составной частью Скаутского Метода. Она лежит в основе и всего организационного строения Скаутинга.

Скаутское Движение является целенаправленным воспитательным Движением с четкими Принципами, Целью, символами и Методом. Чтобы эти ценности, составляющие сущность Скаутинга, не были утрачены, Движение приняло ясные и простые формы организации с хорошо проработанной структурой и связями, первичным и главным элементом которой стала малая группа детей, подростков или молодежи.

Молодые люди, желающие разделить ценности Движения, таким образом, добровольно принимают решение объединиться в рамках Скаутинга не только как Движения, но и как организации. Исходя из этого, одной из самых приоритетных задач Национальной Скаутской Организации является быстрая и качественная разработка принципов организационного строительства организации, а на их основе и организационных схем для каждого уровня в Скаутском Движении страны.

 

 

 

Малая группа – великое открытие Роберта Баден-Пауэла

В 1884 году вышла первая книга Роберта Баден-Пауэла “Reconnaisance and Scouting”, в которой рассматривались и вопросы методики обучения солдат действиям в составе малых групп во время военных операций, носящих название «разведка боем». В дальнейшем эта методика была описана Б-П во многих трудах по обучению солдат, но свое фундаментальное закрепление получила в книге “Aids To Scouting for N.C.O.`s and Men” (1899). В 1908 году, уже после опыта лагеря на острове Браунси, Баден-Пауэл пишет свои выдающиеся заметки, объединенные общим названием “Scouting for boys”. С тех пор система малых групп была признана важнейшим методом в организации человеческой деятельности.

Научные круги обратились к этой проблеме, уже имея более чем десятилетний опыт работы скаутских патрулей во многих странах мира, лишь в 20-е годы ХХ века, хотя принято считать, что первое исследование эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, было проведено американским психологом Н. Триплетом в 1887 году. Начался настоящий бум в исследовании малой группы. В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.

Важный этап развития психологии малых групп относится к периоду 30-х – начала 40-х годов. В это время были проведены лабораторные и полевые эксперименты по изучению групповых норм (М. Шериф, Т. Ньюк), начала складываться «теория черт» лидерства. В этот же период проводятся первые исследования работы малых групп в управленческой деятельности промышленных организаций (Ч. Бернард), которые затем были развиты в работах К. Левина, явившегося основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены исследования по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии, феномена социальной власти (влияния), внутригрупповых конфликтов, динамики групповой жизни.

В настоящее время система малых групп является основой организационной деятельности любой преуспевающей организации.

Местная  скаутская  группа

Объединение молодых людей и дальнейшее их участие в Движении всегда происходит на местном уровне. Именно здесь в полной мере достигается Цель, и реализуются Принципы и Метод Скаутинга. Поэтому от того, как организуется деятельность каждой конкретной малой группы в конкретном месте, зависит развитие Движения во всей стране.

Скаутинг на протяжении всей своей истории выработал эффективно работающую схему организации местной скаутской группы, так как она охватывает в своей деятельности все существующие в Скаутинге возрастные группы, которые, как правило, называют скаутскими секциями. Для каждой скаутской секции разработаны свои принципы организации, но всегда в основе лежит система малых групп.

Именно на уровне организации в скаутских секциях в полной мере реализуется Скаутский Метод. В силу этого стоит подробнее остановиться на вопросах организации в рамках скаутской секции.

Патруль (стая) младших скаутов является той группой, в которой осуществляются подготовительные скаутские программы. Здесь происходит то, что можно назвать имитацией скаутской работы. В организации групп старших скаутов тоже есть свои особенности, связанные с возрастом участников. Поэтому наиболее наглядным будет рассмотрение принципов организационного строения скаутского отряда.

П А Т Р У Л И

Патрульный метод – это не путь, который в том числе

направляет работу отряда, это – единственный путь.

Баден-Пауэл

Патруль – это основная воспитательная и организационная единица Скаутского Движения, состоящая из 4 – 8 скаутов. Патруль – естественная группа с природным лидером, работающая по программе организации и под руководством начальника отряда.

Патруль — это тот уровень, на котором осуществляется скаутское воспитание и самовоспитание. В патруле сильнее всего проявляется и ощущается «нравственная среда» скаутинга. Среда – мощный воспитательный фактор (семья, школа, внешкольная организация). Лидеру, хоть он и не педагог, легче воздействовать на своих сверстников. Дети идут за товарищем, которого любят и уважают, принимают от него советы и указания. В плане управления всей организацией патруль проводит скаутскую работу, получая от руководителя отряда инструкции, идущие из Главной Штаб-квартиры через руководителя организации и руководителя отряда. Патруль – прекрасный по размеру трудовой коллектив в городе и в лагере. Ответственность лидера – обеспечить всех членов патруля определенной работой и следить за ее исполнением.

Цель – товарищество, сотрудничество, дисциплина, воспитание характера, трудовое воспитание. Каждый скаут обязательно должен быть членом патруля.

Работа патрулей и использование патрульного метода (система малых групп) в Скаутинге являются крайне важными, и этому есть несколько причин:

  1. Патруль позволяет скауту находиться в группе, членами которой являются его друзья, что крайне важно в подростковом возрасте, когда молодой человек соотносит себя с группами сверстников и происходит его ролевое определение в них.
  2. Каждый скаут становится членом патруля потому, что он действительно нужен в патруле.
  3. Работая в патруле, каждый получает возможность взять на себя ответственность.
  4. Юные лидеры, руководя патрулем, дают возможность взрослым выполнять более специфические функции, например, заниматься вопросами обеспечения программы прогрессивного роста.
  5. Патрули позволяют приобрести опыт в демократическом управлении.

Члены патруля выбирают лидера патруля, который входит в Совет лидеров патрулей.

Лидер патруля по согласованию с Советом лидеров патрулей выбирает своего помощника. Важнейшей обязанностью лидера патруля и его помощника является создание таких отношений в патруле, чтобы каждый скаут мог проявить инициативу, качества лидера и при этом был бы поддержан своими друзьями в патруле.

Главные качества лидера патруля – хороший скаут, настоящий лидер, инициатива, ответственность, исполнительность. Остальное «приложится». Избегать грубых, недобрых, честолюбивых, самоуверенных.

Лидер должен:

— интересоваться жизнью своих ребят,

— учить примером (МЫ, не Я),

— быть справедливым,

— советоваться с руководителем отряда,

— заботиться о своем патруле (духе патруля),

— всегда иметь план работы, сбора, похода и т.п.,

— уметь сознаваться в своих ошибках,

— уметь подчиняться,

— продвигаться по скаутской лесенке,

— быть всегда впереди.

Также в обязанность лидера патруля входит:

— привлечение каждого члена патруля к занятию патрульных должностей, чтобы каждый мог почувствовать себя лидером,

— лидерство в планировании и руководстве регулярными встречами патруля и его деятельности,

— помощь членам патруля в их развитии и обучении,

— отвечать за работу патруля перед руководителем отряда,

— проверять исполнение заданий,

— побуждение членов патруля приглашать новых ребят и девочек в свой патруль, если в нем еще нет достаточного числа скаутов,

— представление своего патруля на Совете лидеров патрулей и доведение до патруля решений Совета,

— показывать другим членам патруля достойный пример.

Каждый патруль имеет свое имя (птицы или животного), символы, вымпел, которые выражают особенности этой малой группы. В каждом патруле между всеми его членами должны быть распределены ответственности (роли), например:

  • ПОМОЩНИК ЛИДЕРА – выбирается лидером патруля. Лидер может составлять с ним программу. Лидер делится опытом с помощником, учит его и готовит его стать лидером. Возможно, но не всегда желательно, чередование помощников.
  • СЕКРЕТАРЬ является патрульным летописцем. Он проверяет посещаемость и ведет патрульный журнал в соответствии с происходящими событиями. Он ведет записи о достижениях патруля, о патрульных взносах и составляет бюджет походов, поездок, лагерей и других мероприятий патруля.
  • КВАРТИРМЕЙСТЕР. Следит за поддержанием оборудования патруля (палатки, топоры, пилы, веревки и т.п.) в исправном состоянии и производит в установленные дни инвентаризацию.
  • ПОВАР. Берет на себя лидерство в составлении походного и лагерного меню, в сборе продуктов для проведения мероприятий на природе.
  • ЗАТЕЙНИК. Первый в песнях, кличе, веселье и в мероприятиях у костра. Заботится о выступлениях патруля у костра.
  • САНИТАР. Заведует патрульной аптечкой.
  • ЗАПЕВАЛА. Составляет патрульный песенник, находит новые песни, переписывает и размножает их.
  • СВЯЗИСТ. Отвечает за точную и своевременную передачу информации всем членам патруля. Составляет телефонную «цепочку».
  • ФОТОГРАФ. Делает снимки и составляет альбом патруля.
  • ХРАНИТЕЛЬ традиций следит за соблюдением патрульных традиций, отмечает новые традиции, всегда может объяснить символику патрульных традиций. Может составить тайную патрульную азбуку.

Не следует распределять должности ради самого распределения, если нет конкретных обязанностей или если нет соответствующих кандидатов. Лидер может придумывать должности, если в них есть нужда. Таковыми могут быть заведующий спортом, фильмами, собиратель кассет и т.д.

Важнейшая функция патруля – участие в скаутской программе прогрессивного роста, когда каждый скаут получает возможность пройти все ее этапы и получить признание своего успеха.

Структура патрулей может быть следующих типов:

  • Горизонтальная – вместе работают скауты одного возраста.

Подструктурным здесь может быть тип патруля новичков, состоящий только из новых членов Движения;

  • Вертикальная – разновозрастной патруль, где лидером является один из старших по возрасту скаутов.
  • Специальных интересов – скауты объединяются на основе общности интересов (например, заниматься авиамоделированием или парусным спортом и пр.).

РАБОТА  ПАТРУЛЯ

Патруль занимается по программе, составленной лидером и одобренной руководителем отряда.

А. ПАТРУЛЬНЫЕ  СБОРЫ.

  1. Регулярность.
  2. Хорошая подготовка.
  3. Место сбора.

План патрульного сбора.

 

1 Строй, молитва, законы, девиз и клич патруля 5 минут
2 Патрульные дела 5 минут
3 Беседа и чтение 10 минут
4 Песни 15 минут
5 Ручной труд 30 минут
6 Занятия 20 минут
7 Игры 30 минут
8 Конец сбора 5 минут
Итого: 120 минут

 

Все пункты, кроме 1, 2 и 8, следует чередовать. Каждый сбор должен отличаться от предыдущего – иметь свое лицо.

Б. ПОХОДЫ. Руководитель отряда должен знать, когда и куда идет патруль, а также знать программу похода.

В. ВЫСТУПЛЕНИЯ, чашки чая и т.п.

Г. ВЫСТАВКИ (отряда, дружины).

Д. ПОСЕЩЕНИЕ театров, кино, выставок и пр.

Патрульный дух создается и укрепляется общими переживаниями, дружбой, традициями и символикой, общей работой.

Расписание работы в городе желательно составить на один квартал. Наметить темы и объем работы, не завышая плана. Учесть пропорции патрульных и отрядных сборов.

ПАТРУЛЬ  В  ЛАГЕРЕ

Начальник лагеря и лидер стараются сохранить и укрепить существующие патрули (дежурства, лагерные работы, походы, состязания, распределение по палаткам).

МЕЖПАТРУЛЬНЫЕ  СОСТЯЗАНИЯ поддерживают патрульный дух. Проводятся в рамках отряда, дружины или организации. В программу состязания обычно входят:

  1. Посещаемость.
  2. Внешний вид.
  3. Разучивание песен.
  4. Количество походов.
  5. Прохождение разрядов.
  6. Ручной труд.
  7. Дисциплина.
  8. Дружба.
  9. Патрульный дух.
  10. Добрые дела.

Длительность состязания – два или три месяца. Состязания должны быть:

  1. Доступными по силам всем патрулям.
  2. Интересными.
  3. Ясными всем (условия, оценка, длительность).
  4. Заблаговременно объявленными.

По окончании состязаний нужно немедленно объявить результаты.

Совет  лидеров  патрулей

Совет лидеров патрулей – главный и важнейший орган скаутского отряда, который реализует демократические принципы Скаутинга и непосредственно влияет на управление отрядом. В его состав  входят все лидеры патрулей отряда и старший патрульный лидер. Участие в работе Совета лидеров патрулей взрослого руководителя отряда регламентируется Положением о скаутском отряде, которое принимается Национальной Скаутской Организацией. Очень часто, как, например, в Скаутской Ассоциации Великобритании, присутствие взрослого руководителя отряда на Совете не рекомендуется. Этому есть свои причины:

  • Обеспечить в полной мере демократический принцип Скаутинга – участие молодых людей в принятии решений.
  • Не допустить авторитарного влияния на принятие решений Совета.
  • Дать возможность молодым людям в полной мере ощутить ответственность за свои действия.

Совет лидеров патрулей рассматривает следующие вопросы:

  1. Планирование работы патрулей в реализации скаутской программы прогрессивного роста;
  2. Рассмотрение программы деятельности отряда, предлагаемой Штаб-квартирой Организации;
  3. Рассмотрение вопросов, связанных с прохождением скаутами прогрессивного роста и получением ими знаков отличия;
  4. Отчеты патрулей о проведенных программах;
  5. Выборы старшего патрульного лидера;
  6. Обсуждение идей и предложений, которые выдвигают патрули в рамках скаутских программ;
  7. Обсуждение возможностей участия скаутов в программах по самофинансированию;
  8. Планирование и подготовка ежемесячных мероприятий отряда на природе;
  9. Обсуждение программы участия скаутов в социальной работе на местном уровне.

Встречи Совета лидеров патрулей проходят регулярно. Их частота определяется решением самого Совета. Связь между Советом лидеров патрулей и руководителем отряда осуществляет старший патрульный лидер.

РАБОТА  ОТРЯДА

Работа с отрядом – весьма обширна, так же, как обширна и деятельность руководителя отряда. Всего не охватишь, так что развитие дальнейших познаний, черпаемых из материалов русской и иностранной скаутской литературы, приобретение опыта зависит от личности руководителя отряда и никогда не кончается.

По замыслу Баден-Пауэла руководитель отряда – это взрослый человек, сам прошедший у нас скаутскую лесенку. На практике, правда, это не всегда получается, и на пост руководителя отряда допускаются старшие скауты старше 16 лет и витязи.

Что такое отряд?

Отряд есть основная организационная и педагогическая единица в скаутинге. Это не умаляет значения патруля как основной рабочей единицы. Патруль дает очень много в области самовоспитания, которое все же нуждается в педагогическом руководстве, получаемом только в отряде. Ребята понимают и чувствуют, что патруль является выражением товарищеской спайки, источником приключений и переживаний. Отряд – выражение  всей организации как серьезного дела. На то у отряда есть и почетное название, и освященное знамя.

Работа в отряде ведется в виде сборов, походов, выступлений и лагерей. В нормально работающем отряде еженедельно происходят патрульные сборы, а раз в месяц – отрядные. Там, где патрульная система еще не налажена, отрядные сборы следует проводить чаще. В этом случае часть сбора посвящается патрульным сборам – исполнение заданий, занятиям по разрядам или подготовке к состязаниям. Беседа по родиноведению, игры, состязания, песни – проводятся совместно всем отрядом.

Дух отряда.

Это настроение – любовь, дружба, преданность и гордость за честь своего отряда – которое создается в результате успешной, интересной и радостной совместной работы отряда. Сам руководитель отряда верит в скаутинг и живет в нем, не отделяя скаутинг от своей жизни, и таким образом своим примером учит своих ребят. Отряд носит свое имя. Сам отряд выбирает цвета отряда, связывая их с именем отряда. Имя и цвет находятся на знамени отряда. Отряд имеет свой герб, простой, чтобы все могли его нарисовать, свой девиз, отрядную песню, клич, свой отрядный праздник – день основания, свои традиции и церемонии и, наконец, свою штаб-квартиру или стену, которую можно украсить по своему вкусу.

Руководитель  отряда.

Это скаут и руководитель, у которого идеалы и моральные законы те же, что и у его скаутов. Он также обязан совершенствоваться. От руководителя отряда ожидается, что он всегда будет вести и показывать пример во всех проявлениях человеческой жизни – заботиться о своем здоровье, развивать свои физические силы, обращать внимание на развитие ума, воли и чувства, уметь ладить с людьми, любить детей и строить свой авторитет на личном примере. Как скаут, руководитель отряда постоянно обогащает свои скаутские познания, читая скаутскую литературу, извлекая из нее полезные идеи и советы, темы для бесед, старается быть частью всей организации и идти в ногу с ней.

Руководитель отряда всегда несет моральную ответственность за воспитание и педагогическую работу в отряде, но он не командир, а старший брат и вождь. Чем больше у него помощников, тем лучше. Он готовит себе помощников и распределяет работу и настаивает на четком ее исполнении.

Руководитель отряда – это тот человек, который ненавязчиво, но эффективно организует работу отряда для достижения одного результата – помочь молодежи стать достойными людьми.

Руководитель отряда – это стержневая фигура, он единственный лидер в отряде, который непосредственно связан со всеми звеньями структуры отряда: скаутами, юными и взрослыми лидерами, старшим патрульным лидером, помощниками руководителя, инструкторами. Через руководителя отряда Совет лидеров патрулей отряда осуществляет взаимодействие со Штаб-квартирой скаутской организации.

Руководитель отряда ответственен за имидж и программу отряда. Руководитель отряда работает непосредственно со скаутами. Качество его работы отразится на каждом скауте и взрослом, вовлеченных в деятельность отряда.

 

Обязанности руководителя отряда включают в себя:

ОБЩИЕ.

— Обучать и вести лидеров из числа скаутов.

— Работать с другими ответственными взрослыми по продвижению скаутских программ.

— Использовать Скаутский Метод в достижении цели Скаутинга.

ВСТРЕЧИ.

— Регулярно встречаться с членами Совета лидеров патрулей для их обучения и координации отрядных действий.

— Посещать все встречи отряда и, когда необходимо, обеспечивать квалифицированную замену своих взрослых помощников.

— Посещать встречи руководителей местной скаутской организации.

— Вести регулярные собрания родителей, чтобы они также участвовали в программах, вдохновлять родителей на взаимодействие.

— Принимать участие в годичных инспекциях по проверке инвентаря отряда, формы скаутов.

РУКОВОДСТВО.

— Разрабатывать систематизированный план набора новых членов и наблюдать за их вхождением в отряд.

— Делегировать часть ответственных полномочий другим взрослым так, чтобы они реально участвовали в действиях отряда.

— Наблюдать за тем, чтобы все достижения скаутов были отмечены достойным образом.

— Разрабатывать действенные программы развития скаутов.

— Проводить все действия при плодотворном участии со стороны взрослых.

Как видим, руководитель отряда наделен большой ответственностью. Помощники руководителя отряда также играют существенную роль, потому что они – опора руководителя, они разделяют его тревоги и сомнения. Помощники должны отвечать за специальные программы, по которым работают скауты. У руководителя отряда может быть столько помощников, сколько ему нужно, в зависимости от нужд отряда. Если руководитель временно или постоянно не может выполнять свои обязанности, помощник становится на его место.

Мы рассмотрели организационную структуру и связи в скаутском отряде. Эта структура предназначена для того, чтобы молодые люди развили свои знания, получили реальный опыт принятия зрелых решений, выработали свой характер, научились доверять друг другу и, наконец, стали бы ответственными лидерами в обществе.

Write a comment

Translate »