ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОГО СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

0

Posted by egorscout.ru | Posted in История | Posted on 24-03-2007

Движение скаутов зародилось в Великобритании в 1907 году, когда Роберт Баден-Пауэлл (скауты всего мира называют его просто Б-П (Би-Пи)) организовал на острове Браунси первый лагерь.
Название «скаут» («скаут» в переводе с английского — «разведчик»), конечно же, появилось не потому, что ребята ставшие скаутами, жаждут чужих секретов.
Разведать пути земные, выбрав единственно свой, чтобы дела и мысли твои нужны были не тебе одному,- вот задача любого участника Всемирного скаутского движения. Причем вовсе не важно, где и кому понадобится твоя помощь,- любовь к человеку, к природе не должна знать государственных границ, различать языки, на которых говорят люди и их цвет кожи.
Идея первого скаутского лагеря прослеживается с того времени, как Б-П высказал ее на уик-энде в загородном доме в 1906 году. Он выразил сожаление, что более полутора миллионов мальчишек в стране находятся вне «хорошего влияния». Произошло обсуждение, и было решено, что учебник Б-П «Пособие по скаутингу» (был издан в конце 90-х годов XIX века для подготовки молодых солдат) может быть переработан для ребят. Рассматривая этот вопрос, Б-П быстро понял, что «теоретические» идеи могут оказаться недостаточно хорошими — они могут быть гораздо ближе к жизни, если попробовать воплотить их, а что может быть лучше, чем испытание их в условиях лагеря?
Место.
Поиски уединенного места (вспомните, что Б-П стал весьма популярной, широко известной фигурой, а пресса очень любила раздувать «новые» истории, подобные этой) были большой проблемой, пока Б-П не вспомнил об острове, на который он плавал в юности (и которым владел, по-счастью, друг, встреченный им тем летом). Это было идеальное место, и решение было принято, как только пришло согласие друга.
Участники.
Кого взять — было сравнительно простой проблемой, которую он решил двумя способами. Считая, что число участников должно быть около 20, он сначала обратился к некоторым из своих армейских друзей, сыновья которых посещали школы. Затем, подведя баланс, решил, что ему надо еще 10 сыновей рабочих, и он нашел их не в Ист-Энде, как обычно говорят, а в Отряде мальчиков одной из Компаний (Б-П предварительно встретился с Сэром Уильямом Смитом, учредителем этого Отряда, и нашел у него горячую поддержку). В последний момент Б-П согласился взять своего юного племянника, и таким образом, фактически имелся 21 мальчик.
Практически, большую часть лагерной организации (выбор палаток и приспособлений, подбор продуктов питания, наем профессионального повара, доставка снаряжения на остров, установка палаток и подготовка их для проживания, поддерживание лагеря в готовности) взял на себя Генри Робинсон, Капитан местного Отряда мальчиков, и в значительной степени своим успехом лагерь обязан ему.
Программа. Программа лагеря, однако, была составлена только Б-П — это было его делом. Его планы дел, плюс ежедневные расписания, по которым они работали, были следующими:
1-й день — Подготовка. После прибытия в лагерь, формирования Патрулей и распределения дежурств, распорядка и т.д., каждый предмет курса обучения был представлен на примерах. Патрульные лидеры получили специальные инструкции, которые они должны были донести до своих Патрулей.
2-й день — Лагерные работы. Обустройство лагеря, строительство шалашей и изготовление матов, изучение узлов, разведение костров, приготовление пищи, гигиена и санитария, упражнения на выносливость, ориентирование на местности, управление лодкой.
3-й день — Наблюдения. Рассмотрение и запоминание деталей вдали и вблизи, ориентиров и т.п., чтение следов и знаков, тренировка остроты зрения.
4-й день — Знание леса. Изучение животных и птиц, растений, звезд и т.п., выслеживание животных, запоминание примет людей, определение их характера и состояния.
5-й день — Рыцарство. Благородство, Закон рыцарской чести, бескорыстие, милосердие, бережливость, преданность Королеве и офицерам, практикум по рыцарскому отношению к женщинам, обязанность каждый день делать «добрые дела».
6-й день — Спасение жизни. От огня, наводнения, ядовитых газов, несущей лошади, паники, дорожных катастроф. Импровизированные приспособления и первая помощь, Медаль Альберта.
7-й день — Патриотизм. География Королевства, история и подвиги Империи, нашего флота и армии, флаги, медали; обязанности граждан; стрельба; помощь полиции и т.п.
8-й день — Игры. Спортивные игры и соревнования включены во все предметы курса.
Режим дня:
6.00 Подъем.Уборка постелей. Молоко с печеньем. 14.15 Отдых.
6.30 Зарядка. 14.30 Занятия скаутингом
7.00 Объяснение занятий на день с демонстрацией. 17.00 Чай
7.30 Уборка лагеря. 18.00 Лагерные игры
7.55 Линейка. Подъем флага. Молитва. Завтрак. 19.15 Чистка одежды и переодевание
9.00 Занятия скаутингом. 20.00 Ужин.
12.00 Купание. 20.15 Посиделки у костра. Короткие упражнения
12.30 Ланч. 21.15 Молитва
21.30 Отбой. Гасят свет.
ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОГО СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
15 января 1908 года, среда, была днем, который никогда не забудется в истории Скаутинга. Как и у многих других «мемориальных» дней, его «мемориальность» не была очевидна тогда или спустя непродолжительное время. Но как знают все, кто хоть в какой-то мере интересовался историей Скаутинга, это был тот самый день, в который все и началось, так как в этот день вышла в свет первая часть «Скаутинга для мальчиков». Затем, с интервалом в две недели, вышли 5 следующих частей, и интерес к этой небольшой литературной работе был так велик, что через некоторое время потребовалось выпустить четыре переиздания с огромным тиражом — бестселлер даже по сегодняшним стандартам!
Как затем зародилось Движение, хорошо известно. Формирование Патрулей, объединение их и выборы руководителей, формирование Отрядов, народные митинги в поддержку Скаутинга и оказание помощи, и т.д. Не прошло и 18 месяцев со времени появления «Скаутинга для ребят», а Движение уже заняло свое место в структуре государства.
Все происходило так быстро, что в очень скором времени стало очевидным, что необходим общий «штаб», и издатель Гирсонс предоставил здание под «Бойскаут-оффис» на улице Генриэтты, а по прошествии года было нанято постоянное помещение под оффис на улице Виктории, Лондон. Почти десять лет спустя потребовалось еще большее помещение, и состоялся переезд на шоссе Букингем Палас, 25 — это здание с 1918 года известно как Имперский Штаб (IHQ), или, проще говоря, «Башни из слоновой кости» («The Ivory Towers»).
Но появление движения и его рост не был сосредоточен в одной Великобритании. Следующей нацией, подхватившей Скаутинг, стали чилийцы, затем последовали Австралия, Южная Африка, Канада, Новая Зеландия и Гибралтар. Это распространение продолжалось, и вскоре Движение сделалось всемирным — в 1922 году в разных странах было свыше одного миллиона скаутов — часть из которых была привлечена Б.-П. во время его выступлений в поездках (во время одной из которых, в Вест-Индию в 1912 г. он встретил мисс Олав, на которой и женился менее, чем через год).
В 1910 году произошло также и образование девичьих отрядов в результате желания части юных леди — с удовольствием наряжавшихся в скаутские шляпы и галстуки, с посохом в руках, присоединившихся к Движению во время большого публичного смотра сил в Хрустальном Дворце, и заявивших Б-П: «Сэр, мы женский патруль герлскаутов, и мы хотим заниматься Скаутингом, как и мальчишки».
Ощущалось давление и со стороны младших братьев, и через недолгое время сопротивляться стало бесполезно. В результате, в 1916 г. на сцену ворвались Волчата (современные кандидаты в скауты), которые не оглядываются назад.
Место для постоянного лагеря — первоначально задуманного только для Скаутов из Лондонского Ист-энда, что продолжалось не слишком долго — было следующим пунктом в списке «пожеланий». Длительные поиски привели на великолепную, почти 55-акровую территорию в пределах Эпплингского леса, которая была почти идеальной. Весь Гилвеллский Парк был вскоре приобретен Уильямом де Буа Маклареном, который сразу же передал его Движению — на вечные времена — в дар.
Во время пасхальных праздников 1919 г. отряд скаутов прибыл на место (кстати сказать, точно на этом месте теперь расположен свинарник) и начал работу по переустройству Гилвелла в то, что должно было стать духовной обителью всемирного Скаутинга.
Все это время продолжалось распространение Скаутинга. Рассказы о каких-то скаутских добрых делах, происходивших во глубине туманного Альбиона, достигли одного американского журналиста в 1909 году (истории, разумеется, со временем приукрасились подробностями, но были большие сомнения в самом факте их существования и описанных последствиях этих добрых дел). Ему казалось удивительным, что бойскауты не берут денег за свои добрые дела; опровергалось также подозрение в том, что Буа обобрали по указаниям свыше, что подтверждало странность поведения этого Буа (в те времена люди редко отказывались от своих денег). Журналист навел справки и вернулся домой с чемоданом, набитым литературой, следствием чего и явилось появление Бойскаутов Америки. Сейчас их число почти достигло четырех миллионов членов — какое еще доброе дело было так вознаграждено?
Естественно, что со временем прирост числа скаутов замедлился, но роль Движения, значительно превосходящего все остальные молодежные движения в мире, несомненна. В настоящее время мы имеем более 16 миллионов членов, а приблизительные оценки — точнее сказать нельзя — показывают, что более 250 миллионов молодых людей были скаутами с того давнего январского дня, когда все началось.

ОБ ОСНОВАТЕЛЕ СКАУТИНГА.
О Баден-Пауэлле написано много книг и мы надеемся, что следующий обзор поможет Вам.
22 февраля 1857 года ознаменовалось прибавлением семейства Пауэллов из Западного Лондона. Роберт Стефенсон Смит, как назвали ребенка, (первые два имени были даны ему в честь деда, сына Джорджа Стефенсона — создателя первого работающего локомотива, — который и сам прославился как инженер и конструктор мостов) родился в уже многочисленной семье (хотя двум младшим детям еще предстояло родиться) немолодого Оксфордского профессора и дочери морского капитана.
К сожалению, профессор Баден Пауэлл умер, когда Роберту не было еще и трех лет, и в знак уважения и преданности миссис Пауэлл изменила семейную фамилию, присоединив к ней имя мужа (одним из последствий этого явилось то, что ее младший сын стал Баденом Баден-Пауэллом — ему так и пришлось жить с таким именем!)
Для семьи Баден-Пауэллов эти дни были очень тяжелыми, но миссис Баден-Пауэлл была решительной женщиной — она знала, что ничто не может заставить ее детей быть несчастными.
В течение следующих десяти лет жизнь юного Стефи (так звали Роберта в семье) лучше всего можно охарактеризовать как заурядную. В это время превосходные связи, так прилежно поддерживаемые его матерью, начали давать плоды — герцог Мальборо назначил ему стипендию Лондонской Благотворительной школы. Теперь он был вполне доволен собой и вскоре стал популярным среди одноклассников.
Однако, в 1873 году, когда школа переехала в Годаллинг, в Суррей, Б-П (как звали его сокращенно приятели) нашел, что жизнь стала еще более прекрасной. Поблизости от школы был дикий лес — так называемая «Роща», ходить в которую директор строго запрещал. Когда Б-П хотелось побыть одному, он убегал в Рощу и воображал себя индейским разведчиком или охотником. На своем опыте он постигал, как выслеживать и ловить зверей, как готовить из них пищу на костре без дыма (чтобы дым не выдал его местонахождения) и как ускользнуть от «преследователей», когда учителя обыскивали запретную территорию — он быстро понял, что идущие сосредоточивают внимание на земле, и потому забирался на деревья и скрывался в их листве.
После окончания школы, думая о своем будущем выборе в жизни, Б-П наткнулся на объявление в газете об открытом конкурсном экзамене на должность в Армию Ее Величества. Решив попытаться, он послал свое заявление, и через две недели, в июле 1876 года, он сдавал многочисленные экзамены. Б-П преодолел все экзамены и, среди 718 поступающих, от пришел четвертым на учениях пехотного полка и третьим в кавалерийских испытаниях.
Решение было принято — Б.-П. вступил в Армию, через несколько недель получил чин младшего лейтенанта и направлен в 13-й Гусарский полк.
Армейская карьера Баден-Пауэлла была, по большей части, типичной для молодого офицера тех дней. Он служил в Индии, Афганистане, Южной Африке (дважды), Мальте и в Золотом Береге (переименованному ныне в Гану).
Некоторые вещи, однако, выделяли его среди равных: он был весьма способным офицером — что подтверждается быстрым продвижением по службе (он получил чин полковника, когда ему было 40) и был весьма популярен среди своих солдат. Он был также сильным спортсменом, опытным наездником и разносторонне одаренным человеком!
Его способности как разведчика (в традиционном военном смысле слова) были общепризнанными, и он быстро заслужил завидную репутацию. Возможно, наиболее известным эпизодом из его деятельности в разведке является случай, когда он проник в расположение противника под видом ловца бабочек и, вооружившись сачком и блокнотом для этюдов, бродил по холмам. В те дни войны отличались от нынешних и были менее жестокими, поэтому вражеские патрульные не обратили особого внимания на задержанного путешественника, болтавшего что-то о каких-то Adundant Lepidoptery, которые летают неподалеку, и показывавшего им рисунки экземпляров в блокноте — конечно, через пару минут они были рады отвязаться от него и послать его идти своей дорогой!
Однако, если бы они более внимательно изучили его рисунки, они возможно обратили бы внимание, что пятнышки на крыльях одной из бабочек показывают ни что иное, как расположение орудий их собственной крепости! Но маскировка под энтомолога была такой искусной и так убедительна его непрерывная ахинея про бабочек, что он, его рисунки — бесценное донесение о позиции врага прибыли в часть в полной сохранности!
Существует множество рассказов о ловкости и изобретательности Б.-П., однако, следует заметить, что именно в это время он начал претворять в жизнь свои идеи об индивидуальной подготовке солдат в искусстве маскировки, разведки и работы небольшими отрядами (или «патрулями», как он их называл), под руководством офицера, капрала или сержанта.
То, что он говорил своим людям, и то, как он это делал, внесло в жизни простых солдат новые виды деятельности и увлечения, которые захватили их воображение и подняли их над тяготами и скукой, которые были частью существования солдата в девятнадцатом веке. Испытания, которые он придумывал, развивали у его людей моральную и физическую силу, и тех, кто успешно проходил тренировки, он награждал значком, на котором был изображен наконечник стрелы — очевидно, это и был предшественник сегодняшнего скаутского Значка.
В результате успешного воплощения своих планов Б.-П. написал «Пособие по Скаутингу» — одну из многих книг, написанных им в армии — которая затем много лет использовалась как учебный справочник.

ОБОРОНА МЭЙФЕКИНГА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СКАУТИНГА
Особым моментом в жизни Баден-Пауэлла является оборона небольшого городка в Южной Африке — Мэйфекинга.
Изобретательность, находчивость, отвага и хитрость, которые он проявил, являются тем, что в Британской империи называется «бульдожьей хваткой», и давал британскому народу повод к торжествам во время Англо-Бурской войны, которая в это время еще не завершилась.
Мэйфекинг был небольшим, почти незаметным на карте городком, все белое население которого — включая солдат Б.-П. — не превышало 2000. Он отбивал нападения буров, которых было более 9000, в течение 277 дней (хотя, когда мы говорим «девять месяцев» — этот срок на слух кажется более долгим!)
Справедливости ради отметим, что Б-П хорошо знал о продвижении сил, которые должны были осаждать Мэйфекинг, и смог составить план в соответствии с этим. Этот план включал вывоз 200 женщин и детей на юг на бронепоезде (через город проходила железная дорога) под защиту Кимберли. Он также использовал расположенную около занятой им под штаб юридической конторы башню обсерватории, через отверстия в крыше которой он отдавал команды.
Одна из его маленьких хитростей заключалась в «минировании» всех окрестностей Мэйфекинга. У Б-П были сотни банок из-под пищи (которые он тайно от всех наполнил песком) и он закопал их вокруг города. После этого, чтобы закрепить этот пункт, он время от времени провозглашал, что одна из «мин» будет испытана, и, уведя всех людей из одного района города, который ничем не выделялся из остальных, хитрый старый лис поджигал там динамитную шашку. Случайный велосипедист, целый и невредимый, но сильно напуганный взрывом, бешено крутил педали, убежденный, что он наткнулся на мину. Таким образом, история обрастала достоверными подробностями, и городские жители, включая всех шпионов и предателей, верили, что они окружены минными полями. Эти новости были тайно сообщены бурам.
Подобные истории имелись в большом количестве — так, однажды они окружили город подобием колючей проволоки, расставив посты и затем «разматывая» «провод» и «закрепляя» его на постах — это была бы неплохая уловка, если бы не приходилось затем каждый раз отступать! Они вышли сухими из воды только потому, что буры находились слишком далеко для того, чтобы увидеть, есть там какая-нибудь проволока, или нет.
Еще одна уловка заставила врагов поверить, что весь город окружен прожекторами. Фактически же Б-П имел один «прожектор», который смастерили из фонаря, прибитого к верхушке длинного шеста. Он зажигался и освещал одно место, затем его гасили и быстро перетаскивали на другое место через весь город, опять зажигали, и так всю ночь!
Так как все запасы начали подходить к концу, импровизация стала частью дела. Одним из ее объектов стали деньги. Несмотря ни на что, людям надо было продолжать торговать. Люди ничего не могли сделать без денег, так как они должны были рассчитываться с другими. Не оставалось ничего другого, как выпустить новые банкноты — и Б-П приказал напечатать некоторое количество. Почтовый штамп также истерся, поэтому он приказал изготовить новый, а так как было невозможно поместить на нем изображение Королевы, то он поместил там свой собственный портрет (хотя, говорят, Королева Виктория была крайне удивлена, когда это услышала!) Вероятно, именно во время осады появились первые ростки Скаутского Движения. Со сравнительно небольшими силами в распоряжении, защищая целый город, Б-П скоро понял, что ему хочется научить мальчишек той работе, которую выполняли здесь его солдаты. Мальчишки хорошо исполняли обязанности посыльных, наблюдателей и т.д. — так хорошо, что, фактически, с течением времени он поручал им все более сложные задачи.
Эта помощь мальчишек вместе и их инициативой и, что более важно, с тем удовольствием, с которым они это делали, заронили мысль в голове Б-П
Остальное, как говорится, достояние истории.

ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЛСЯ СКАУТИНГ.
По 10-ти бальной шкале «Выбора места для лагеря», это место можно оценить в 5 баллов. Здесь нельзя укрыться в тень от летнего солнца и не прекращает дуть бриз с залива. Земля представляет собой слой глины над песком. Костры разводить здесь запрещено. Летом полчища прожорливых насекомых пируют на тех участниках лагеря, кто забыл взять защитные средства. Плавать и кататься на лодках разрешается только во время прилива, потому что, когда начинается отлив — течение стремительно и вода очень грязная.
Но, с другой стороны, прекрасный вид на залив. Посадки золотистых цветов раскиданы по тонкому плодородному слою, покрытому травой и мхами. Обрамляют место лагеря рощицы шотландской и приморской сосны, ивы и заросли бузины. Павлины гордо вышагивают по территории, и над головой канадские гуси пронизывают небо!
Вот это место способно наполнить чувством желания быть здесь. В 1907 году здесь Роберт Баден-Пауэлл, генерал-лейтенант Британской армии и герой англо-бурской войны в Южной Африке, провел первый скаутский лагерь и дал начало молодежному движению, которое захватило весь мир.
Место лагеря на острове Браунси — это 500 акров ровной, поросшей вереском и деревьями земли в заливе Пул-Харбор на южном берегу Англии. Своим тренированным взглядом Баден-Пауэлл, однако, оценил его и не сомневался в проведении здесь своего лагеря. Но с 1907 года многое изменилось, что-то было построено людьми, многое было уничтожено в результате 2 пожаров в середине 30-х годов. На фотографиях, сделанных в первом лагере, можно увидеть кирпичный дом (Б-П. использовал его как склад), который сохранился и сегодня, также остались лежать и несколько огромных камней. На месте высокого дерева, что видно на переднем плане всемирно известной фотографии, сегодня заросли низких деревьев и кустов.
Да, все было совершенно иначе на острове, когда 29 июля 1907 года генерал Баден-Пауэлл прибыл на него с 12 мальчиками-школьниками — детьми представителей высшего класса английского общества, а также со своим девятилетним племянником Дональдом Баден-Пауэллом, чтобы разбить лагерь. На следующий день к ним присоединились 9 мальчиков, детей рабочих, из городков Пул-Харбора и Бурнемота, так как Баден-Пауэлл хотел увидеть как далеко его идея заинтересует мальчиков из различных слоев общества.
Мальчики из семей рабочих были членами юношеской бригады из проармейской организации, характерной чертой которой были марширование, физические упражнения, изучение военных дисциплин.
Лагерь на острове Браунси был большим приключением. В те времена никто не ездил в лагеря. Лагеря организовывались только армией. Баден-Пауэлл хотел испытать идею тренинга мальчиков, над которой он много размышлял на протяжении нескольких лет. Будучи человеком викторианской эпохи, у него к 1907 году, как это вытекает из заметок о системе развития скаутинга, что он написал через 3 месяца после лагеря, сложилось крайне тревожное мнение о детстве мальчиков в Англии. Эти заметки могли вдохнуть надежду. В них Б-П. писал:»Эта система может рассматриваться как что-то большее, чем какая-то прихоть, она включает в себя действенную клятву для каждого, кто берет ее как средство воспитания характера и хорошего чувства гражданского долга у подрастающего поколения. Можно подсчитать, что около 1 и 3/4 миллиона мальчиков… в настоящее время тихо входит в хулиганство из-за недостатка заботливых рук, что направят их на верный путь».
В любом случае в программу лагеря на Браунси входили понятия чести и рыцарства, бескорыстия, храбрости, милосердия, бережливости, верности и обязательства Делать Хорошие Дела Ежедневно. Это и было, в действительности, учебной программой на 5 день лагеря. Другие 7 дней Б-П. обучал умениям жить в лагере, наблюдениям за природой, распознаванию следов, работать с деревом, основам наук о природе, оказанию первой медицинской помощи, безопасности, патриотизму и быть достойными гражданами. Его гений заключался в том, что он смог привнести в эти дисциплины и понятия то, что делало их понятными для мальчиков и постоянно придумывал состязания, чтобы проверить их новые знания.
День в лагере был наполнен играми, во многие из которых скауты играют и сегодня (Игра Кима, Следопыты, Эстафета с узлами и др.).
Юный Дональд Баден-Пауэлл служил как адъютант своему дяде, а 20 старших мальчиков были разделены на 4 патруля по 5 человек. Патрули получили названия «Быки», «Волки», «Вороны» и «Кулики». Во главе каждого патруля стоял старший мальчик, как лидер. «Дисциплина была, действительно, очень удовлетворительной»,- писал позже Б-П., подводя итог своего первого опыта использования патрульного метода, который должен был стать основой Скаутского Метода.
Каждый патруль был обеспечен армейской палаткой. Кроме того, в лагере стояли палатки для Баден-Пауэлла, Дональда и майора Кеннета МакЛарена, армейского друга Б-П., который был помощником Скаут-мастера. Также был натянут тент и стояла армейская палатка-кухня. Первые скауты не готовили пищу в лагере. Вся эта группа обслуживалась двумя армейскими поварами.
Каждый патруль, тем не менее, имел опыт приготовления пищи для себя, когда ребята покидали лагерь и ночевали вне его. После приготовления ужина один из патрулей выставлял дежурных, которые охраняли других от предполагаемых лазутчиков, каковыми могли быть Б-П. или лидеры других патрулей.
В лагере был ранний отбой и ранний подъем. Ежедневное расписание говорило, что в 6:00 был подъем и какао с печеньем, затем следовало обсуждение программы на текущий день, зарядка, молитва и уборка территории лагеря. Завтрак был в 8:00.
С 8:30 до 16:30 проходили скаутские занятия с двухчасовым перерывом на обед и отдых (разговаривать в это время не разрешалось). Чай был в 17:00 и затем патрули могли покинуть лагерь для ночевки вне его. Ужин был в 20:00, затем костер и молитва. День заканчивался в 21:00.
Наиболее замечательным временем в лагере ребята считали костер, когда Б-П. рассказывал о своих приключениях в Африке и Индии. Это были прекрасные летние вечера. Б-П. стоял в центре круга и рассказывал свои истории. Иногда ребятам казалось, что перед ними просто большой мальчик — настолько хорошо Баден-Пауэлл понимал глубину души мальчишек. Он не руководил при помощи команд, во время лагеря Б-П. ни разу не отдавал их. Ему хотелось воспитать в ребятах особый мальчишеский дух.
В 1907 году в Англии были глубоки различия между классами общества, но их не было на Браунси. Мальчики из высших слоев общества и дети рабочих взаимодействовали очень хорошо.
Некоторые истории о скаутском движении вводили в число мальчиков, участвующих в лагере на Браунси, детей из лондонских трущоб — Ист-Энда. Но это все же неверно.
Недатированные записки Б-П., что находятся в архивах Скаутской Ассоциации в Лондоне, приводят ассигнования на лагерь:

«От 13 мальчиков по 1 фунту в день 13.0.0
«От 9 городских мальчиков 3/6 1.11.6
«Пожертвования 16.0.0
————
30.11.6″
Вряд ли Б-П. установил бы единый взнос для детей из высшего класса и детей из лондонских трущоб, поэтому, скорее всего, никаких мальчиков из трущоб здесь не упоминается.
Кстати, общие затраты на лагерь составили 55 фунтов, 2 шиллинга и 8 пенсов, или около 200 фунтов ($330) в сегодняшних ценах. Это показывает, что Б-П. вложил в лагерь из своих личных средств 24 фунта 11 шиллингов и 2 пенса — таков его финансовый вклад в первый опыт.
Хотя Баден-Пауэлл был замечательный писатель, и им было написано более чем 30 книг, ежедневных записей о делах в первом лагере он не вел. В его ежедневнике за 29 июля 1907 года записано:»Едем в лагерь». Каждый следующий из 10 дней отмечен лаконично:»Лагерь». И за 9 августа:»Лагерь снят. Завтракали с Дональдом в замке Браунси. Отправились домой в полдень».
Во времена первого лагеря остров Браунси был собственностью супругов Чарльз ван Раальт, которые также провели лето на острове в своем доме-замке (их при этом обслуживало 30 слуг и 20 музыкантов).
ОБЩЕСТВО «РУССКИЙ СКАУТ»
Вскоре после того, как Скаутинг начал свое существование в Британии и была опубликована книга «Скаутинг для мальчиков», почти в каждой стране нашелся человек со знанием английского языка, который прочитал эту книгу Баден-Пауэлла. В России таким человеком был Олег Иванович Пантюхов. Он собрал мальчиков и девочек и 30 апреля 1909 года состоялся костер, который положил начало первому скаутскому отряду в России. Это произошло в Павловске, недалеко от летней резиденции российского царя Царское Село, что под Санкт-Петербургом. Отряд получил название «Бобрята» и встречи в отряде происходили 2 раза в неделю. Скаутский значок этого отряда представлял собой царскую корону с монограммой императора Николая II на фоне скаутской эмблемы (троеконечной стрелки). Нина Михайловна Пантюхова (5.12.1893 — 12.01.1944), жена Олега Ивановича, помогала ему в его работе с ребятами. Со временем Нина Михайловна стала очень заметной фигурой в российском скаутском движении. По призванию она была художницей, и ей были разработаны скаутские знаки и отрядный штандарт.
Царь Николай II был внуком британской королевы Виктории и поэтому — настоящим англофилом. Один из его английских друзей и прислал ему экземпляр «Скаутинга для мальчиков». По его указанию книга была переведена в Генеральном штабе и опубликована под названием «Юный разведчик».
К 1910 году скаутские отряды были в Москве, Петербурге и Владикавказе. К этому времени «Бобрята», первый скаутский отряд, слился со скаутским отрядом, созданным в Царском Селе.
Форма российских скаутов представляла собой типичный русский кафтан с поясом вокруг талии, в зимнее время носили каракулевые шапки, которые в летний период заменялись на привычные для русских кепки — картузы. Длинные брюки завершали форму. Позднее была принята английская форма с шортами и скаутской шапкой. Шорты в то время не были известны в России и не были практичны для российского климата. Вообще британская форма очень сильно отличалась от русской одежды и поэтому была предметом критики и насмешек.
Баден-Пауэлл посетил Петербург и Москву в начале 1910 года. В Петербурге он был принят царем, и затем у него была продолжительная встреча с О.И.Пантюховым. Во время визита в России Баден-Пауэлл встретился со скаутами Петербурга и Москвы и оценил их умения.
По завершении визита Баден-Пауэлл пригласил Пантюхова посетить Британию и познакомиться со скаутским движением. В конце 1911 года О.И.Пантюхов был в Британии, а затем посетил и другие европейские страны, в частности Голландию, где встретился со скаутами и лидерами.
Скаутинг в России развивался быстро и в 1914 году уже 24 скаутских отряда были зарегистрированы. 8 сентября 1914 года в Санкт-Петербурге была основана Российская Скаутская Ассоциация
Опытный шведский скаутский руководитель П.А.Фернберг (P.A.Fernberg) был одним из больших энтузиастов, которые организовали первые скаутские обучающие курсы в России, а затем он работал как методист-советник и инструктор в новом движении. Дважды в месяц выходил журнал «Будь готов!» Был разработан и национальный скаутский знак, который использовался до 1922 года. К концу 1915 года в России было 50 000 скаутов в 143 различных городах и селах, а в 1920 году, несмотря на первую мировую войну и последующие революции и гражданскую войну, около 100 000. В это число не входили национальные скаутские группы в Польше, на Украине и в Армении. Хотя эти области и были частью Российской империи, они организовывали свое «национальное» движение.
Участие девочек в скаутском движении.
Большинство российских скаутов принадлежали к среднему классу, но были и дети дворян, как и дети рабочих. Вскоре в скаутском движении стало и много девочек. Например, в Киеве первую группу девочек-скаутов 14 ноября 1915 года собрали А.К.Анохин и Л.Д.Прохорова. Многие из родителей девочек были против их вступления в скауты, считая систему Скаутинга не тем, что нужно девочкам в их развитии и воспитании. Действительно, многие девочки из богатых семей не чувствовали желания вступать в скауты. Но все-равно, довольно скоро в этой первой группе было 130 девочек.
А.К.Анохин был далеко впереди своего времени, когда на 1-й Всероссийской Конференции скаутов-руководителей сказал:»Это будет большим достижением, если мальчики и девочки станут работать как скауты вместе».
Сперва девочки-скауты использовали ту же эмблему, что и мальчики, но в 1929 году Н.М.Пантюхова разработала новую эмблему с тремя подснежниками, которая стала оригинальной для девочек-скаутов. Цветы окаймляла лента с надписью:»Будь готов! Помни Россию!»
Противодействие.
Особо сильное противодействие развитию Скаутинга в России было со стороны военных кругов. Военные начали в начале ХХ века движение «Потешных», наподобие тех формирований, что были основаны Петром Великим. В этих группах мальчики получали полное и подробное военное обучение, и Скаутинг рассматривался как какое-то соревнование с «Потешными». Командование «Потешных» делало все возможное, чтобы отрезать пути к развитию скаутских планов и сделать так, чтобы это движение исчезло. По мнению самого Пантюхова (сам он был военным), «Потешные» были очень милитаризованы. Зная службу в армии, он, как и Баден-Пауэлл, избегал военной муштры и армейского обучения для мальчиков. Он больше предпочитал вводить практику независимость, общественное служение и духовные цели Скаутинга с его более свободной позицией по отношению к религии и патриотизму.
Скаутинг встретил сопротивление военных кругов и в других странах, например в Имперской Германии. Немецкие зачинатели Скаутинга Александр Лион (Alexander Lion) и Максимилиан Байер (Maximilian Bayer) также были армейскими офицерами и имели большие трудности. Пантюхов не делал секрета из своей позиции, но не имел и благосклонности от своего командования и высших офицеров. Давление было сильно, и его карьера была под угрозой.
Схожая судьба была у Максимилиана Байера, который также высказал свое мнение и был уволен из немецкой армии без права на пенсию. Пантюхова же спасло только то, что сам Николай II лично вмешался, и армейское командование должно было отступить. Байер не имел поддержки кайзера и пострадал, но не отступил от своего.
Развитие движения.
В Петрограде (Санкт-Петербурге) в декабре 1915 года была проведена первая национальная Конференция руководителей скаутских групп. О.И.Пантюхов был одним из организаторов, также как и Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы, и Илья Чайковский, брат Петра Ильича Чайковского, бывший в руководстве московских скаутов. Адмирал в отставке И.Ф.Бострем был выбран Национальным Президентом Общества «Русский скаут».
Святой Георгий является не только святым покровителем скаутов, но и России, и это не удивительно, что 23 апреля (6 мая) был всегда очень важным днем и праздновался российским скаутским движением. В 1916 году 800 петроградских скаутов (мальчиков и девочек) праздновали этот день точно также, как это делали и все скауты в России.
Тем временем, стали появляться смешанные отряды, где не только мальчики и девочки работали вместе, но работали вместе и дети разных национальностей, живущие в российских городах, и все они работали в одном отряде. В России жили представители белее 100 национальностей. Русские преобладали, и представители других национальностей вступали в скаутские отряды, где занимались дети русских. Тем не менее, во многих национальных областях, таких как Польша, Эстония, Литва, Латвия, Украина, Белоруссия, Армения и др., образовывались «национальные» отряды. Их представители никогда не входили в число российских скаутов.
Что было замечательно в российском скаутском движении, это приглашение в русские отряды детей евреев или тех, кто исповедовал иудаизм, во времена, когда по России прошла волна еврейских погромов. Это был необычный и смелый шаг, не всегда находивший понимание в России.
Подобно скаутскому движению в Британии и в соответствии с тем, что было во всех официальных скаутских Ассоциациях в мире, Российская организация декларировала себя нейтральной в политике, и этот принцип она отстаивала даже после революции 1917 года, утверждая скаутский принцип «создать лучшее общество и братские отношения между нациями» не только в мире, но и границах обширной царской империи.

Война.
Но тем временем, мир сильно изменился. В августе 1914 года началась первая мировая война. Царская Россия воевала на стороне Антанты и была подвергнута вторжению со стороны военных сил Германии и Австро-Венгрии. Германия сосредоточила основные силы на Западном фронте, где захватила Бельгию и готовилась к вторжению во Францию и Британию, не уделяла сперва много внимания Восточному фронту. Русские войска воспользовались этим и разгромили немцев в Восточной Пруссии и Польше. Но позже немцы отбили атаки русских армий, развили наступление и захватили обширные западные области России, включая Прибалтику и Польшу. В районах, оккупированных немцами, российское скаутское движение было запрещено, но скаутская работа продолжалась нелегально. В областях России, находящихся в тылу, Скаутинг развивался нормально, и многие скауты были вовлечены в работу Красного Креста, помогали в госпиталях и делали много других дел.
В дальнейшем положение Российской империи ухудшилось. Большая часть населения, живущая в бедности, не пользующаяся социальными благами, не поддерживала участие в войне. В марте 1917 года возмущение народа достигло апогея. Это была российская революция, положившая конец царской империи. У власти встало демократическое правительство во главе с социалистом Керенским. Его правительство, глядя на события из сегодняшнего дня, было бы благословлено потомками и совершило бы большие дела, не допустив большевистского переворота.

Гражданская война.
Правительство Керенского пало в результате большевистского переворота. Этот переворот позднее был назван Октябрьской революцией, но это была совсем не революция, а свержение демократического правительства.
Это событие привело к ужасу и хаосу гражданской войны между «красными» и «белыми», сохранившими верность свергнутому правительству.
Демократическая революция марта 1917 года не затронула развитие скаутского движения в России. Октябрьский переворот, в основном, также не оказал быстрого воздействия. У большевиков было слишком много других забот, чтобы беспокоиться о скаутах.
В районах, занятых «красными», скауты пока продолжали существовать. Еще в 1918 году в Петербурге, самом сердце большевистского переворота, на Невском проспекте в «Гостинном дворе» работал специальный скаутский отдел, где можно было, как и раньше, приобрести скаутскую форму. В это время еще можно было заметить на улицах Петрограда мальчиков и девочек в скаутской форме, и 23 апреля (6 мая) 1918 года скауты провели свою ежегодную встречу в день Святого Георгия.
Отношения с большевиками ухудшились с ожесточением гражданской войны. Скаутинг провозглашал свой политический нейтралитет, но коммунисты настойчиво пытались заручиться скаутской поддержкой, признавая его большую популярность среди мальчиков и девочек. В 1918 году министр здравоохранения Николай Семашко и министр образования Анатолий Луначарский предложили скаутам объединить усилия с созданным коммунистическим молодежным движением — комсомолом. Комсомольская секция для 10-14-летних, «Красные следопыты», работала на основе идей книги Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» и деятельности скаутских организаций, но, конечно же, с добавлением политического воспитания.
Такие скауты-руководители как Напалков и Фомичук отметили возможность сохранить скаутинг, как метод, и после горячих дебатов между обеими сторонами была создана организация молодых скаутов-коммунистов (ЮКИ), объединившая «Красных следопытов», скаутов и гайдов. Программа основывалась на «Скаутинге для мальчиков» с добавлением коммунистически-политического насыщения. Это последнее не всегда серьезно воспринималось скаутами-руко-водителями.
Но все это не нравилось некоторым из большевиков. После окончания гражданской войны и победы «красных» 19 мая 1922 года была основана пионерская организация, как новая комсомольская секция для 10-14-летних. И снова эта секция базировалась на признании скаутской системы, восприняв от Скаутинга многие вещи, включая форму и призыв «Будь готов». Скауты-руководители приглашались к участию в пионерской организации.
После смерти Ленина его вдова, Надежда Константиновна Крупская, стала активно заниматься становлением пионерской организации. В эти годы она писала: «Скаутинг состоит из того, что крайне привлекательно для молодежи, что даем им удовлетворение, связывает их с организацией. Вот почему так важно взять скаутский метод в практику комсомола».
В последующие годы произошел полный отказ от идей Скаутинга — таково было его влияние. Этот факт, подобно многим другим, был вычеркнут из официальной советской истории.
Навстречу концу.
В тех районах, где контроль в годы гражданской войны удерживали белые армии, Скаутинг был очень развит, но эти районы сокращались — действия Красной Армии были очень успешными.
В ноябре 1920 года белые армии ушли из Крыма, и вся Европейская Россия оказалась в руках «красных». В Сибири «белые» также оставляли территории, и в конце концов в их руках остался лишь Владивосток, порт на Тихом океане. Этот город был взят Красной Армией в октябре 1922 года, тысячи беженцев покинули родину морем.
Официально Скаутинг прекратил существование в тех границах, в которых была царская империя.
Но это не значит, что Скаутинг совсем исчез в России, он действовал нелегально. Даже в 1924 году послания от скаутов России приходили в Лондон. Кроме того, на очередном съезде комсомола в 1926 году все обратили внимание на продолжающие существовать группы скаутов и решили покончить с ними всеми возможными средствами. Преследование — это фанатизм. Тысячи лидеров, мужчин и женщин, включая ранее упоминавшихся Напалкова и Фомичука, были арестованы и расстреляны, а другие сосланы в Соловецкий концентрационный лагерь, находящийся на месте бывшего монастыря на Белом море, почти у самого Полярного круга, где большинство из них умерло.

ИЗГНАНИЕ. Первые годы.
Хотя это могло означать конец Скаутинга в естественных границах страны, конечно же, это не был конец Российского скаутского движения как такового. Во время и после революции и гражданской войны миллионы россиян бежали из России. Беженцы расселились почти во всех странах Европы, а также в Китае, Маньчжурии, Бразилии и т.д. Везде, где они селились, возникали скаутские группы. 22 марта 1922 года эти группы объединились в новое движение с названием на французском языке Association Nationale des Scouts Russes (Национальная Организация Русских скаутов — НОРС). Это произошло в Константинополе (Стамбуле) в Турции, где еще 6 июля 1920 года открылась центральная штаб-квартира русских скаутов. Новое движение приняло Международные правила, было зарегистрировано и признано Международной Конференцией и Международным Бюро 30 августа 1922 года. Национальная штаб-квартира русских скаутов была довольно мобильной и переезжала из города в город. С 1929 по 1933/1934 годы она была в Брюсселе и возглавлялась Борисом Чиновским. С 1934 по 1937/1938 годы она находилась в Софии, а с 1937/1938 по 1941 год — в Белграде.
Основатель российского скаутского движения О.И.Пантюхов, его жена Нина и их семья, также покинули Россию — в 1920 году из Крыма. В это время Олег Иванович возглавлял движение скаутов, а Нина Михайловна 26 января 1929 года была назначена возглавлять гайдовское движение. Она возглавляла его до самой своей смерти 12 января 1944 года. Под руководством О.И.Пантюхова (до 1940 года) действовали скаутские группы в Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии, Латвии, Литве, Польше, Финляндии, Франции, Бельгии, Чехословакии, Греции, Турции, Германии, Великобритании, Эстонии, Нидерландах, Маньчжурии, Китае, США, Аргентине и Австралии.
Франция.
Еще до революции 1917 года русских было много во Франции. Война на Западном фронте развивалась не очень успешно для Франции, Британии и Бельгии. Германские войска были нацелены на победу, и могла их остановить только гибель тысяч солдат стран Антанты.
Еще до прибытия в 1917 году американских военных сил страны Антанты обратились к Николаю II послать на Западный фронт русский экспедиционный корпус. Такой корпус был сформирован и отправлен. В него входило 750 офицеров и 4500 военных других рангов. Это было сделано в условиях, когда ситуация на Восточном фронте была очень опасной для России.
Когда в России произошли трагические события 1917 года, большинство из этих военных предпочло остаться во Франции, чем вернуться в Россию. Они продолжали сражаться на Западном фронте, а когда большевики заключили мир с Германией, эти солдаты ступили во Французский иностранный легион и боролись, и умирали за Францию. К этим людям прибавились тысячи беженцев из России, прибывших во Францию в течение революции и последующей гражданской войны.
19 декабря 1920 года один из скаутских руководителей А.Л.Кожовский (A.L.Kozhovski) создал французскую секцию НОРС, которая существует и в наше время.
Между первой и второй мировыми войнами русские скауты участвовали во всех Джамбори и других международных скаутских действиях над национальным «белый-голубой-красный» флагом. На 5 Всемирном Джамбори в Нидерландах в 1937 году НОРС представил 24 человека.

Эмблемы и знаки.
В течение всего времени у русских скаутов было несколько знаков принадлежности к Скаутскому Движению и эмблем. Вначале эмблема была только у первого отряда О.И.Пантюхова «Бобрята». Затем в этом отряде появился знак скаута Первого Класса. Национальное российское скаутское движение имело с 1915 по 1922 год свой знак, но скаутское движение в изгнании, основанное в 1922 году в Константинополе, использовало до 1929 года другой знак, который был и знаком гайдовского движения.
В 1929 году был утвержден новый знак со Святым Георгием. Он стал основной эмблемой русских скаутов и использовался как группами мальчиков, так и группами девочек, хотя девочки также используют эмблему с тремя подснежниками.
Эмблема со Святым Георгием очень привлекательна, особенно металлические значки.
Вторая мировая война.
Скаутинг в странах, оккупированных Германией и Японией, был, собственно говоря, задушен, и, конечно, такая же судьба была у групп русских скаутов на этих территориях. В нейтральных странах и странах антигитлеровской коалиции Скаутское Движение продолжало развиваться более или менее нормально, так развивались и группы русских скаутов. В Финляндии, Венгрии и Болгарии, хотя эти страны были союзницами Германии, Скаутинг также развивался, в том числе и в русских группах.
В 1945 году в Лондоне были получены сообщения о том, что во время немецкой оккупации западных областей Советского Союза в этих районах некоторые смелые люди стали вновь развивать Скаутинг. Видимо, некоторые скауты выжили во время сталинского террора и сохранили скаутский дух в эти темные времена. Известно, например, что скаутская группа нелегально действовала в Пскове. Все это происходило без ведома нацистов, в очень секретной обстановке. Что стало с этими скаутами — неизвестно, но фактом является то, что среди тысяч беженцев, нашедших прибежище в Западной Германии после падения фашизма, было определенное число людей, которые были способны организовать русские скаутские группы в лагерях для перемещенных лиц.

Новый старт.
Подобно другим скаутам из числа перемещенных лиц, русские получили поддержку со стороны стран-союзниц и Международного Бюро. Теперь видится, что русские скауты из числа перемещенных лиц решили создать «национальное» движение. Также, судя по всему, русские скауты, действующие во Франции с конца первой мировой войны, хотели участвовать в этой конференции, но, видимо, они не смогли въехать в западную зону оккупированной Германии и не прибыли на конференцию. Кажется, именно на этой конференции русские скауты из числа перемещенных лиц основали свою организацию ОРЮР (Организация Российских Юных Разведчиков), в то время как «старые» эмигранты имели НОРС. По неизвестным причинам эти группы никогда, кажется, не объединялись. Также был еще один казус. Международная Конференция, видимо, посчитала, что НОРС перестал существовать, и его признание и регистрация 1922 года были аннулированы, а ОРЮР, организация перемещенных лиц, был временно приписан к отделу работы с перемещенными лицами при Международном скаутском Бюро.
Очень темная и запутанная ситуация, которая, несомненно, однажды будет разрешена.
Когда перемещенные лица из разных стран стали расселяться по всему миру, так же поступили и русские, и после 1947 года их скаутские группы были в Германии, Австрии, Марокко, на Филиппинах, Австралии, США, Канаде, Венесуэле, Аргентине, Чили, Бразилии, Швейцарии, Великобритании, Франции, Перу и на Суринаме.
Но, как и некоторые другие группы, русские после прибытия в новые страны не вступали в национальное скаутское движение стран своего проживания. Возникает вопрос: рассматривали ли они серьезно резолюцию N14 Одиннадцатой Международной скаутской Конференции? С 1951 по 1956 год главная штаб-квартира ОРЮР находилась в Нью-Йорке. Русские скауты участвовали в создании Совета скаутских ассоциаций в изгнании, но в 1976 году они не вошли в число основателей Объединенных Международных скаутских и гайдовских организаций.
Пантюховы.
«Бабушка» российского скаутского и гайдовского движения Нина Михайловна Пантюхова, к всеобщей печали, умерла 12 января 1944 года во Франции, в то время оккупированной фашистами. Ее муж, О.И.Пантюхов, продолжал, по мере своих сил, деятельность по развитию русского скаутинга, посещая мальчиков и девочек, у которых он пользовался очень глубоким уважением. С русской делегацией он был в 1957 году на 8 Всемирном Джамбори в Великобритании, когда Скаутское Движение отмечало свое 50-летие. И еще один раз трехцветный (белый-голубой-красный) российский флаг развивался над лагерем — это произошло на 9 Всемирном Джамбори в Маниле (Филиппины) в 1959 году.
Не оставляет сомнений то, что окончательное решение Восемнадцатой Международной скаутской Конференции 1961 года в Лиссабоне стало очень сильным ударом для О.И.Пантюхова, всегда верного идее Скаутинга, хотя он не мог не понимать, что это произойдет. Русские скауты всегда были верны решениям Международных Конференций (и впоследствии придерживались их), но они не могли приносить в жертву свою русскую культуру и свое «национальное» движение. Так им пришлось испытать горечь унижения, будучи выброшенными из Всемирного Движения. Русские, вдохновляемые своим основателем, приняли это решение без сомнений, как принимали и предшествующие обиды и горечи.
Интерес О.И.Пантюхова к Скаутингу, несмотря на очень преклонный возраст, сохранялся вплоть до самой его смерти 25 октября 1973 года в Ницце (Франция). Известный скаут, ветеран и пионер Скаутинга был в высшей степени его служителем. Его сын, Олег Олегович Пантюхов, и поныне живущий в Нью-Йорке, также вовлечен в Скаутинг и организовал скаутский музей. В этом городе живет и другой ветеран русского скаутского движения Р.Полчанинов, пишущий историю российского движения, и которому автор этих строк многим обязан.
Еще несколько слов.
После образования Советского Союза достаточно элементов скаутинга можно было найти в официальном молодежном движении. Н.К.Крупская написала в 1922 году работу «РКСМ и бойскаутизм», достаточно подробно освещающую цели и принципы скаутской воспитательной системы, в которой показала преимущества использования в практической деятельности коммунистических организаций некоторых форм скаутских дел. Эта работа вызвала интерес у молодежи.
Когда в 1922 году была основана пионерская организация, некоторое скаутское наполнение было включено в пионерские программы, в том числе и девиз «Будь готов». После смерти Сталина в 1953 году закончился жестокий террор. Казалось, напряжение прошлых лет немного ослабло, и пионерские лидеры стали осторожно искать контакты со скаутами, например, с Международным Бюро в Лондоне в 1954 году. В результате в пионерской организации была принята система знаков за отличия, а также система классности (2 и 1 классы). Все это было одобрено ЦК ВЛКСМ 25 ноября 1957 года.

ИЗГНАННИКИ И СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Положение русских скаутов всегда было исключительным. В ходе гражданской войны в России белое движение было разгромлено, и тысячи русских покинули родину и расселились по всему миру. Новое русское скаутское движение в изгнании было признано и зарегистрировано Международным Бюро. В странах, оккупированных нацистами и японцами, русские скауты, как и национальные движения, были разогнаны, но восстановились вновь сразу после освобождения. В других странах русские скаутские группы продолжали действовать и помогли тем группам, что образовались после войны в лагерях для перемещенных лиц.
Международное Бюро и перемещенные лица.
Когда летом 1945 года скаутский мир столкнулся с созданием скаутских организаций в лагерях для перемещенных лиц, было ясно, что этим несчастным беженцам необходима любая помощь, которую могло оказать Всемирное Движение. Также было необходимо определить статус для этих организаций. Конечно, эти скаутские группы не действовали в границах своих родных стран, к тому же они не признавались и не регистрировались национальными движениями стран, где они находились, так как в этих странах, например в Германии, не было еще скаутского движения, членами которого группы скаутов из числа перемещенных лиц могли бы стать. Поэтому было принято официальное решение создать при Международном Бюро отдел скаутских групп перемещенных лиц. Различные организации могли быть зарегистрированы при этом отделе. Это было ясным для любого, кто согласился, что такая мера была временная, рассчитанная на тот период, пока перемещенные лица будут жить в лагерях. После того, как скауты из числа перемещенных лиц покинут лагеря и обоснуются в какой-либо стране, они должны вступить в национальное этой страны, а само движение скаутов из числа перемещенных лиц перестанет существовать. Это движение, пока оно существовало, не могло направлять делегатов ни на Международную Конференцию, ни в Международный Комитет. Не надо забывать и того, что в те годы никто не мог предвидеть, как будет развиваться ситуация.
11-я Международная Конференция.
6-й Всемирный Джамбори, первый после второй мировой войны, состоялся в Мойссоне (Франция). Вслед за ним проходила 11-я Международная Конференция в Росни (Франция). Вопрос о скаутах в лагерях для перемещенных лиц был внимательно и подробно обсужден в ходе Конференции. После очень долгих дискуссий была разработана и демократическим голосованием принята резолюция N14.
Всем скаутам из числа перемещенных лиц, в случае их переселения в страны с существующим, признанным и зарегистрированным национальным скаутским движением, должен быть предоставлен свободный выбор — вступить в национальное движение или прекратить свое членство во Всемирном Движении. С того момента, как они поселились в новой стране, они перестают быть перемещенными лицами и должны принять законы их новой страны.
Национальным скаутским движениям всех стран рекомендовалось разрешить скаутам из числа бывших перемещенных лиц объединяться в свои скаутские группы, деятельность которых обеспечивало бы руководство и спонсирование со стороны людей, происхождением из стран, родных для новых скаутов. До того времени, пока они не адаптируются к новым для них культурным и национальным традициям, им разрешалось принимать отличное от национального — Скаутское Обещание, но с обязательным упоминанием о верности той стране, в которой эти группы образовались.
Было установлено, что в дальнейшем такие группы, как часть национального движения своей новой страны проживания, могли бы свободно поддерживать контакты с подобными группами в других странах. Им также разрешалось использовать родной язык, придерживаться своих старых обычаев и традиций. Национальным организациям давались рекомендации разрешить этим скаутским группам носить особые знаки отличия в дополнение к принятым в данном скаутском движении.
На первый взгляд, это решение было многообещающим, но главным было то, что бывшие скауты из числа перемещенных лиц должны были отказаться от мысли о создании собственных «национальных» движений, потерять собственное лицо. Это было неприемлемо для них. Они хотели образовать свои «национальные» движения, где бы они ни проживали.

Терпение.
Различные группы скаутов из числа перемещенных лиц участвовали в 1947 году в 6 Джамбори Мира в Мойссоне. Они были очень тепло приняты, хотя, имея особый статус, не были приглашены на 11 Международную Конференцию, следующую за Джамбори. Тем не менее, Международное Бюро информировало их о дискуссии и принятом решении.
В это время еще не были разогнаны скаутские организации в Венгрии и Чехословакии. Эти страны послали на 6 Джамбори представительные делегации. Польские скауты должны были быть представлены смешанной делегацией, где были бы группы из Польши и группы из других стран. Но в апреле 1947 года польская скаутская штаб-квартира сообщила в Лондон, что под давлением правительства польские скауты выходят из Всемирного Движения. Международная Конференция не могла не принять этот горестный отказ. Тогда поляки из западных стран решили, что теперь они единственные представители польского национального скаутского движения. С этим нельзя было согласиться, так как они не действовали в границах Польши и должны были быть отнесены к категории скаутов из числа перемещенных лиц, соответствующим отделом Международного Бюро они и были зарегистрированы на основании резолюции N14. Такое решение было воспринято поляками как неприемлемое.
После того как скаутское движение прекратило свое существование в Венгрии и Чехословакии, по инициативе польских групп было решено создать объединение скаутских Ассоциаций в изгнании, чтобы лучше защищать свои права. Эта Ассоциация представляла перемещенных лиц и осуществляла постоянный контакт с Международной Конференцией.
По мере того как перемещенные лица оставляли лагеря и расселялись в других странах, они никогда не считали себя эмигрантами и были готовы при первой же возможности вернуться на родину. Поэтому неудивительно, что сразу по прибытии в новые страны ими создавались «национальные» группы для мальчиков, девочек или смешанные. По инициативе некоторых национальных движений, эти группы получали помощь в своем прогрессивном развитии с тем, чтобы дать они не чувствовали себя одинокими в новой ситуации.
Когда же оказалось, что эти скаутские группы не обращают внимания на выполнение правил, изложенных в резолюции N14, возникло сильное беспокойство. Во многих странах стало правилом иметь одну национальную скаутскую ассоциацию, и ранее здесь не возникало беспокойства от создания пиратских или отделившихся движений. Теперь эти национальные ассоциации ощутили себя окруженными теми, кто также называл себя скаутским движением. Эти новые движения держали себя обособленно, и, таким образом, национальные движения не могли ни понять их, ни рассмотреть их дела. Большинство национальных скаутских движений тех стран, где были иные «национальные» движения, обеспокоились, что эти группы будут вовлечены во всякого сорта политические действия, и что идее Скаутинга будет нанесен вред.
Стало ясно, что настал момент, когда необходимо было определиться для бывших перемещенных лиц: вступать в национальное скаутское движение, согласно резолюции N14, или прекратить использование названия «скаут».
Но скаутские группы бывших перемещенных лиц не пошли на это. Все Всемирное Движение было, действительно, очень снисходительно, дало время и было терпеливо. Национальными движениями и Всемирным Движением регулярно посылались приглашения для этих групп посетить национальные лагеря и почти все Всемирные Джамбори, включая юбилейный в 1957 году в Саттон-Голдфилде (Великобритания), посвященный 50-летию Скаутского Движения.
Но, конечно, проблема оставалась и была вновь включена в повестку 16 Международной Конференции, проходившей одновременно с юбилейным Джамбори в 1957 году. Делегаты встретились в университетском городке Кембриджа. Всемирное Движение имело к этому времени 8-летний опыт разрешения проблемы с перемещенными лицами и действительного решения еще не было найдено.
Всем членам Международной Конференции и всем членам Международного Комитета необходимо было доложить (представить в письменном виде) о своем опыте, и от Совета скаутских Ассоциаций в изгнании требовалось сделать то же самое. Был создан специальный Комитет и все доклады стекались сюда для изучения. Комитет представил свой анализ на 17 Международной Конференции, которая проходила в Нью-Дели (Индия) в 1959 году. И, действительно, в Нью-Дели вновь разгорелась дискуссия, но решение найдено не было.
18 Международная конференция в Лиссабоне, 1961 год.
Здесь должна была решиться судьба скаутов из числа бывших перемещенных лиц при полном учете всех точек зрения. Вновь позиция движений в изгнании стала важнейшей темой. Эти движения, хотя и не были членами Конференции, тем не менее, были представлены в Лиссабоне. Их делегации, в большинстве своем состоящие из поляков и венгров, пытались оказать воздействие на участников Конференции. Более того, им была представлена возможность высказать свои мысли, страхи и мнения, объяснить свои идеи. Вновь они говорили о том, что их нынешнее местопребывание лишь вынужденная необходимость, и они рассчитывают однажды вернуться на родину. Это были причины для желания поддерживать и свою уникальность, и скаутское движение. Они говорили снова, что считают себя продолжателями движений, которые теперь разгромлены и преследуются на своей родине. Когда голосование состоялось, большинство голосов было отдано за поддержку первоначального правила:»Нет движений, которые могли бы быть признаны, если они не существуют в границах своей родины». Это сделало выбор для новых «национальных» движений кристально ясным и простым: вступить в национальные движения стран проживания или отказаться от существования как движения скаутов и больше не считать себя скаутами.

Write a comment

Translate »